Тел: 8 (495) 220-05-98
8 (929) 677-15-98
E-mail: info@antiquariy.ru
antiquariy.ru

АНТИКВАРНЫЕ КНИГИ
БУКИНИСТИЧЕСКИЕ КНИГИ
Оплата и доставка
8 (495) 220-05-98
8 (929) 677-15-98
up_1Image
        На главную страницу
              Наши антикварные книги
              Старинные карты, планы
              Антикварные гравюры
              Старые фотографии
              Представительские подарки
              Новости
              Из истории книги
              Вопрос-ответ
book_upR
book_downR
Image
   Есть вопросы, звоните
 Контактный телефон (495) 642-15-98 +74952200598 +79296771598
Image
Оформление гравюр, карт
 

Image
Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
Владельчиские знаки на антикварных книгах

 Старинные книги или антикварные книги, созданные в одну историческую эпоху, несут на себе как знаки своего времени, так и последующих эпох. Переходя от одного владельца к другому, антикварные книги изменяют свою форму и размеры (в результате, например, обрезки), теряют первоначальные элементы (иллюстрации, части текста) или получают дополнительные (новый переплет, иллюстрации-вклейки, созданные нередко после издания книги). Кроме того, на страницах, обложках и переплетах старинных книг встречаются разнообразные буквенные и изобразительные знаки и пометки владельцев, издателей, продавцов - всех, через чьи руки проходила за свою долгую жизнь антикварная книга.

Антикварные книги с пометками владельцев часто ценятся гораздо больше, чем антикварные книги без оных. Владельческие, торговые и прочие знаки помогают более точно атрибутировать и датировать старинную книгу, особенно если она не имеет выходных данных.

В большинстве случаев первыми по времени на антикварных книгах появляются знаки типографа или издательской фирмы: эмблемы, вензели, гербы и другие символы. Издательские знаки имели все прославленные европейские печатники. Обычное местоположение издательского знака - на титульном листе книги под заглавием, на авантитуле, реже - на фронтисписе, в колофоне, выходных данных, на переплетах  антикварных книг. Первым по времени издательским знаком считается марка немецких первопечатников И. Фуста и П. Шеффера, которым они пометили Псалтырь 1457 года. Первым по времени русским издательским знаком считается знак Ивана Федорова из Апостола 1574 года (герб с изображением излучины реки и стрелы), однако широкое распространение в России издательские марки получили лишь с середины XVIII века. Большинство марок этого времени представляли собой инициалы владельцев типографий в рамках разной формы, дополненные различной символикой (например, лиры).

   Встречались на старинных  книгах и марки с включением девиза, например, марка Н. И. Новикова со словами: `Согласием и трудами`.
До середины XIX столетия в России преобладали издательские знаки в виде вензеля с инициалами, на рубеже XIX-
XX веков появляется множество издательских знаков в виде изображения предметов, растений, сюжетных сцен.

   Часто издательские знаки на антикварных книгах воспроизводили архитектурные памятники и символы, связанные с городом и с самим издательством, например, у петербургских издательств это мог быть Медный всадник, сфинксы у Академии художеств и тому подобное. Авторами многих из них были выдающиеся художники рубежа веков. Один из первых издательских знаков советского времени - изображение крестьянина и рабочего с серпом и молотом, читающих книгу (марка Госиздата РСФСР).

          Image

   Кроме издательских знаков в антикварных  книгах (и рукописных, и печатных) могут присутствовать инициалы и записи торговцев, штампы и марки магазинов, пометки о цене, сохранности. Первые марки книготорговцев появились в России в середине XVIII века. Они представляли собой небольшое печатное изображение, которое наклеивали на форзац или титульный лист антикварной книги, или же специально созданный штамп с изображением и именем. Многие издатели, в том числе А. Ф. Маркс, М. О. Вольф, Брокгауз и Ефрон и другие использовали свои издательские знаки как книготорговые марки.

   Кроме того, на рубеже XIX-XX веков книготорговые марки, также как и марки издательские, часто имели вид сюжетного изображения. Они создавались выдающимися графиками.

   Самая разнообразная и многочисленная группа знаков на антикварных книгах, как печатных, так и рукописных - пометки владельцев, в библиотеке которых находилась данная книга: это экслибрисы, инициалы, штампы, надписи-комментарии на полях, надписи на титульном листе, которые свидетельствуют о владельце данной книги, о смене владельца, о дарении или пожертвовании этой антикварной книги  или о принадлежности ее монастырю. Такие надписи встречаются в самых разных местах старинной или правильнее антикварной книги.

Антикварные книги с надписями, особенно с автографами, принадлежавшие известным историческим деятелям, ученым, писателям, ценятся особенно высоко.

Первый каталог автографов был выпущен в России в 1913 году Н. В. Соловьевым. Все антикварные книги с авторскими исправлениями, дарственными надписями, посвящениями - достаточно редко встречаются на книжном антикварном рынке. Распространенный вид знака владельца на антикварной книге - экслибрис - личный знак владельца, нарисованный от руки, поставленный в виде штампа или напечатанный и наклеенный на форзац или титульный лист. Экслибрис сопровождался надписью `Ex libris` или `Из книг...` и представлял собой изображение, характеризующее интересы владельца, или ассоциирующееся с книжной символикой (сова-мудрость, солнце-просвещенность).           /источник сайт Антик.Коллекции RIN/   

другие статьи из истории книги