«Антикварий». Антикварный дворик. (495) 220-05-98, (929) 677-15-98

Мобильная
версия
Image menu1 menu4
(495) 220-05-98
(929) 677-15-98
up_1Image
        На главную страницу
              Наши книги
              Карты, планы городов
              Гравюры, литографии
              Представительские подарки
              Новости
              Из истории книги
              Вопрос-ответ
book_upR
book_downR
Image
   Есть вопросы, звоните
 Контактный телефон (495) 642-15-98
Image
 

Image
Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
Антикварные книги любят тишину...

..Книги любят тишину!  Иногда,  даже слишком!  В отличие от живописи, рекорды книжных торгов редко попадают в прессу, из них не делают сенсаций.  А библиофильство, собирательство антикварных  книг, старинных рукописей и автографов  в  бывшей стране книголюбов превратилось  в  «спорт» для избранных.  Это особая стезя..  –  стезя для тех, кто готов отказаться от пафоса демонстрационных покупок в пользу только своего изысканного интеллектуального удовольствия. Удовольствия, впрочем, тоже отнюдь не дешевого. Антикварные книги  могут стоить десятки и сотни тысяч долларов, а библиофилов в нашей стране обслуживают сразу несколько регулярных аукционов и магазинов,  в т.ч. и через интернет. Так к чему стоит готовиться потенциальным коллекционерам!?

   Зачем покупают живопись — всем понятно. Тут и инвестиции, и определенная демонстрация успеха — много всего.  С антикварными книгами ситуация совсем другая,  это  ..индивидуальность -  личная закрытая атмосфера,  исторический артефакт в «своей» библиотеке, инвестиции на долгие годы, ..поколения!
  В чем специфика российского рынка антикварной книги по сравнению с западным?
 Рынок  антикварных книг - очень ограниченный. На Западе старинных книг несравненно больше — там не  было таких разрушительных войн,  а  потом нужно помнить, что у нас на 100 лет позже началось книгопечатание. И сохранность материала на Западе намного выше. В России иллюстрированные книги XIX века — на вес золота, а на Западе — это обычная вещь.

  Когда держишь в руках старое издание, часто поражает высочайшее качество материалов. Антикварной книге 250 лет, а бумага не пожелтела, отлично сохранился кожаный переплет, большое значение имеет техническая сохранность издания.  Сейчас коллекционеры стремятся выбирать самый лучший экземпляр: нетронутый, с сохранением обложки, непереплетенный, а если есть переплет, то того времени  –  эпохи издания антикварной книги. Люди ценят возможность поставить на полку антикварную книгу в том виде, в каком она вышла из печати. Цена на «нетронутый», неразрезанный экземпляр в издательской обложке,  может быть в разы выше, чем на такой же экземпляр, но в современном переплете. Экземплярнность сейчас становится очень важной!  Ведь с учетом наших исторических перипетий таких антикварных книг остается все меньше.

   Также  в книжном коллекционировании есть свои особенности, свои ..престижные направления. Например, как русский авангард в живописи или особым спросом пользуются «пушкиниана» (прижизненные издания Пушкина) и прижизненные издания других русских классиков — они стоят очень больших денег. Приобретение таких антикварных  изданий можно рассматривать как одни из самых выгодных инвестиций, потому что эти антикварные книги, во-первых  -  дешевле уже не станут, а стоимость их, через год-два – трудно предугадать!  Кроме того, есть несколько давно разработанных направлений, характеризующихся очень высокими ценами: иллюстрированные издания первой половины XIX века, старопечатные издания XVI века (от Ивана Федорова), автографы на старинных книгах, русские переплеты (работы известных переплетчиков Шнель, Ро, Петерсон). Издания серебряного века — произведений Ахматовой, Мандельштама и др.

  Можно также отметить еще такое направление, как первые издания будущих классиков. В свое время, когда писатели были молодыми, малоизвестными, их книги не берегли, читали сами и давали читать другим. В качестве примера таких изданий можно привести первую книгу Ахматовой «Вечер» и первую книгу Цветаевой «Вечерний альбом». В хорошем состоянии, в издательских обложках цена на такие антикварные книги может колебаться не одну тысячу долларов.
   А прижизненное издание Пушкина  -  первое издание «Евгения Онегина» — полный комплект всех тетрадок в обложках — может стоить от миллиона долларов. А вообще предела нет, поскольку количество таких экземпляров можно пересчитать по пальцам одной руки.
  Еще один библиофильский фетиш — первое издание «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева 1790 года. Если бы такая редкая антикварная книга появилась на рынке, то цена на нее зависела бы только от «аппетита» продавца и возможностей покупателя.

  Интересное направление – детская антикварная книга! В России многие выдающиеся художники работали в качестве иллюстраторов детской книги. Эту тему можно отнести к перспективным коллекционным направлениям.  Цена такой детской антикварной книги зависит в первую очередь от ее сохранности. Детская книга, как правило, зачитана и разрисована, а в идеальном виде она сохраняется только у коллекционеров, которые специально откладывают экземпляры. Поэтому эти книги в хорошем состоянии ценятся довольно высоко. И второй фактор — имя иллюстратора. Всем известны имена Конашевича, Ватагина, Мавриной — вот они, конечно, ценятся. Еще есть повышенный спрос на редкие региональные издания детских книг, которые выпускались малым тиражом и не доходили до центра. Культовыми также являются детские антикварные книги, написанные классиками серебряного века, книги со стихами Маяковского, Блока, Мандельштама, Хармса, иллюстрированные известными художниками, а иногда и самими писателями.

   Очевидно, что книжный рынок, как и рынок русского искусства, испытывает серьезный дефицит качественного предложения…   И дефицит материала огромный!  И конкуренция обостряется — то и дело появляются новые аукционы, и борьба за редкие антикварные издания  будет усиливаться. Как и борьба за покупателя.
  К слову,  глубина рынка антикварной книги в России до конца неопределенна, а количество коллекционеров, постоянно растет.  Можно привести некоторые косвенные оценки,   по оценке Национального союза библиофилов  в России порядка 300-500 библиофилов — собирателей антикварной книги.  Средний возраст, которых  60-70 лет.  Если же говорить о серьезных и богатых коллекциях, то их, (наверное) порядка 30-40.
  Приятно радует, что новые собиратели  антикварных книг  –  «молодеют» (т.е. их возраст 35-40 лет),  появляются новые увлечения и направления в коллекционировании книг!

другие статьи из истории книги